Андрей Фадеев Школа Практической Психологии Психотерапия в действии.
Запись на диктофон.
Для чего ты красишься?
Продолжение
День №2. Соединение воедино, или Рокировка
П. - Пожалуйста, входи. Как твои дела? У тебя всё хорошо? (По-отечески добрый ровный тон. Спрашивает участливо, деловито).
К. - Да, пожалуй. (Голос немного напряжённый, но в целом всё хорошо).
П. - Тогда приступим?
К. - Да, конечно. (Так же, но чуть спокойней).
П. - Тогда начнём. Но начнём мы не с того, с чего начали в прошлый раз. Видишь ли, - «говорит он, меняя интонацию на более мягкую и полумедитативную, мне надо понять, так ли тебя интересует проблема, озвученная тобою раньше (голос становится вкрадчивым и трансовым), или мы пойдём глубже. Понимаешь ли, сама проблема, высказанная тобой, и гроша ломаного не стоит. Мы могли бы и в прошлый раз успеть её начать. Но… понимаешь ли… (тут его голос крепчает, становясь более уверенным и настойчивым, от вкрадчивости и транса не осталось и следа)… тебе надо понять главное…
Клиентка напрягается, пытаясь лучше понять, что ей хочет сказать психотерапевт.
П. - Главное - это то, что надо решать не саму проблему, а причины, приведшие тебя к ней. Вопрос стоит следующим образом: или я сегодня подвожу тебя к пониманию сути твоей проблемы, и мы на этом расстаёмся с тобой. Ты оплачиваешь этот сеанс и всё. И потом я жду тебя в любое время, когда ты захочешь прийти снова, и я смогу быть свободным. Или ты захочешь понять причины, приведшие тебя к этой твоей проблеме, нам придётся покопаться чуть подольше, но зато ты поймёшь во много больше. Ты сможешь понять, что в твоей жизни было не так и что с этим можно будет сделать. Потому что у тебя сейчас есть целый комплекс проблем, которые заманили тебя в ловушку и сделали из тебя жертву, поставив тебя в эту неприятную ситуацию. Поверь, сама ситуация здесь ни при чём. Она лишь маркер клубка проблем, накопившихся в твоей жизни. Это лишь вершина айсберга. Разрешив саму проблему, не убрав её корни, мы не решим её в принципе. Хотя для галочки всё будет сделано правильно, комар носа не подточит. Проблема уйдёт, и в скором времени ты сама сможешь понять, что делать и как поступать. Но, не убрав корень проблем, всё повторится. Буквально через месяц или два другая проблема появится вновь на горизонте. Мы можем решить и её, потом ещё одна. Ты можешь обратиться к другому специалисту, можешь решать её сама, как сможешь, но, не убрав саму причину, всё обязательно вновь повторится, только в более тяжёлой форме. Но выбирать тебе. Ибо это твой выбор, твоё решение и твои деньги. Я готов ждать, сколько тебе будет угодно. Но мне нужно твоё решение сейчас, чтобы знать, по какому пути сегодня мы пойдём. (Он говорил долго, вдумчиво и проникновенно).
Она внимательно слушает все, что он ей говорит, оставаясь заинтересованной всем ходом этого разговора. Когда он закончил, она, задумчиво глядя на него, спросила: «Доктор, вы действительно считаете, что всё так плохо, и мне необходимо решить так глубоко создавшуюся у меня проблему?» (Она говорила настойчиво, связанно и быстро).
П. - Не имеет значения, что считаю я. Выбор надо делать вам. Поэтому сосредоточьтесь на сути сказанного мною, сами примите решение. Это ваш выбор. (Чётко, строго, грамотно.)
К. - Я не знаю, я хотела бы посоветоваться с вами. (Неуверенность и некая нервозность выдавали в ней беспокойство и желание перестраховаться).
Он не отвечает, вдумчиво смотря в её глаза. Он ждёт…
К. - Доктор, почему вы молчите? Вы же слышите вопрос? (Больше уверенности, но так же напряжённо и уже заискивающе).
П. - Что из того, что я скажу вам ответ? Это же будет мой ответ, не ваш. Как я могу дать вам то, что вам надо сказать мне самому? Как я могу стать вами, чтобы решить это за вас? (Он говорит много на тему, как принимать решения самому и не ошибиться в выборе. Это целая лекция, которая занимает примерно 15-25 минут времени. Он закончил.)
Она слушает, не перебивая. На лице напряжённое желание понять смысл всего сказанного. Но не всё понимается сразу, она не может ухватить всю речь целиком. Чего-то опять не хватает, чтобы сделать выбор самой. Она уже всё поняла, но медлит с ответом, ждёт.
Он продолжает по-отечески, мягко, пытаясь достучаться до неё. «Пойми, тебе надо решить самой, потому что жить-то тебе. Нет готовой книжки советов и списка решений других людей, чтобы можно было по каталогу найти схожую проблему и проследить, кто как там отвечал и что потом с ними всеми стало. Нет такого. Тебе самой, только так и никак иначе. Понимаешь… (он заговорил немного по-другому: более мягко и трансово)… тебе никто не сможет сказать, что надо тебе, поэтому это одна из самых важных твоих проблем. Видишь ли, каждый мой вопрос обнажает перед тобой одну проблему за другой. Это не те надуманные проблемы, с которыми ты пробуешь бороться сама. Это действительно серьёзные и взрослые проблемы, которые жить тебе не дают.
Он откидывается на стуле, смотрит в потолок и, раскачиваясь слегка на этом стуле, говорит ей стихами то, что до этого она пыталась от него услышать:
Не пытайся понять, что должна
Ты сегодня решенье принять.
Если встреча тебе не нужна,
Не могу я тебя заставлять.
Ты сегодня попала сюда,
Потому что хотела того.
Чтоб себя наконец-то узнать,
Сделать выбор, увы, не легко.
Невозможно себя обмануть,
Ты не сделаешь это теперь.
Обо всех наставленьях забудь,
Ты в себя изначально поверь.
Как решиться на это, пойми,
Что нельзя от себя убежать.
Ведь привычней сидеть на цепи
И о будущем просто мечтать.
Почему ты стоишь у окна
И чего же ты всё-таки ждёшь,
Ты не спрашивай больше меня,
Ведь иначе себя не поймёшь.
Постарайся услышать, пойми,
Что ты хочешь сама получить.
У тебя ещё всё впереди
И на это дана тебе жизнь.
Клиентка сидит в оцепенении, не ожидав услышать такое. Он покорил её, вселил уважение и покой. Она думает. Решение уже пришло само собой. Она не хочет прерывать сеанс и расставаться, не поняв, что происходит с ней. Но она всё ещё не решается высказать его.
Психотерапевт повернув голову вбок, рассматривает пылинки на окне и думает о своём. Он молчит.
К. - (После недолгого молчания). Я готова. (Твёрдо, конкретно, осмысленно).
П. - Готова?
К. - Да. (В голосе решимость и ощущение окончательности выбранного решения. Она готова).
Он понял это уже давно, но ждал, когда она сформулирует своё решение сама. Он ждёт ещё чуть-чуть и продолжает: «Как ты, наверное, уже поняла, мы продолжаем. Но для начала я хочу тебе рассказать одну историю, которая поможет тебе понять, чем мы дальше будем заниматься и как будут проходить наши занятия. И рассказывает ей следующее: «Жил-был царь, и была у него золотая рыбка, которая и сделала его царём и посадила на трон, вслед за желанием, которое он раньше высказал». (Он говорит тихо, неспеша, медленно, даже очень. Каждая фраза чётко входит в понимание пациентки. Она внимательно слушает). Он продолжает: «Она обещала ему выполнить лишь три желания, после чего царь должен отпустить её обратно в синее море. Но царь хитёр. У него осталось лишь последнее, единственное желание, которое он должен сказать рыбке, после чего отпустить её. Но он задумал недоброе. Говорит он, значит, рыбке: «Я прошу выполнить тебя последнее моё желание, после чего ты и уйдёшь в своё море, но оно будет большое. Я хочу, говорит, чтобы ты осталась навсегда со мною и выполняла все мои желания. Это, мол, и есть моё самое последнее желание. Всё просто. Ты ведь сама, говорит, просила у меня последнее желание, и ведь не говорила ты, какое оно быть должно. Вот я тебе его и сказал». На что рыбка ему отвечает: «Нет, - говорит она, - не получишь ты, чего хочешь. Потому что не выполню я то, что против моей воли будет. Не хочу, - говорит, - выполнять я такое, потому что не раба я тебе, не девица в темнице. Свободная я рыбка, вольная. Лишь одно мне желание выполнить тебе осталось, которое ты только что и озвучил. Но не буду я его выполнять, в рабство не пойду я. Я сама тебе предложила три желания твои исполнить. Но не выполнил ты то, что я хотела, ты не стал третье желание загадывать. На том я тебя и покидаю. Всё, что должна была, я выполнила, так что ступай себе с миром, я проклятье своё с себя снимаю. Ничего я больше тебе не должна теперь». И ушла она в синее море. Только хвост её вдали засверкал» .
Он закончил и тихо добавил: «Так что, на том мы с тобой и договоримся. Я помогаю тебе в себе разобраться. А ты ведёшь себя так, чтобы самой себе и мне в этом помочь».
На том и закончился второй день. Они попрощались, и она ушла домой готовиться к новой следующей встрече, которая должна была произойти через несколько дней.
День №3. Сложный день, или Ход офицером
Она пришла несколько раньше обычного и долго ходила в коридоре, не решаясь зайти. Потом зашла, села на свой стул перед психотерапевтом и приготовилась слушать. Он ничего у неё не спросил и сразу начал беседу.
П. - Почему ты пришла?
К. - (Молчит, потом отвечает вопросом на вопрос). Ну, мы же вроде бы договорились с вами в прошлый раз?
П. - (Выдержав небольшую паузу). Почему ты пришла?
К. - (Она снова молчит, не понимая, к чему это повторение одного и того же вопроса.) А почему я должна отвечать? (В голосе строгость и капризные нотки).
П. - Я задал тебе вопрос и не услышал ответ. (Сухой строгий голос опытного преподавателя).
К. - Я не могу отвечать на то, чего не понимаю (Строго, чуть гневно и раздражённо).
П. - Почему?
К. - Потому что вы спрашиваете меня глупость! (Больше капризных тонов, нажим на последнем слове).
Он не смотрит на неё и задаёт вновь тот же вопрос: «Почему вы сегодня пришли ко мне?» (Подчёркнуто строгий и официальный тон голоса с некоторой жестокостью и справедливостью).
К. - Я не знаю, как мне отвечать на подобный вопрос? (Больше удивления, меньше капризных оттенков).
П. - Вот теперь вы наконец-то включились в разговор. Тогда продолжим.
И он вновь задаёт ей тот же вопрос: «Почему вы сегодня пришли ко мне?» (В голосе холод и сталь).
К. - Я могу не отвечать на этот вопрос? (Вопрошание в пустоту).
Психотерапевт сидит с закрытыми глазами, ничего не говорит.
Она ждёт.
П. - Я жду ответ. (Равнодушие и лёгкая усталость).
К. - Я не хочу отвечать на этот вопрос. (Упрямство и каприз – остро и напоказ).
П. - Придётся. Ведь вы же пришли. (Равнодушие и тоска).
Клиентка, не понимая, что происходит, спрашивает его ещё раз: «Я могу не отвечать на этот вопрос?» (Больше растерянности, чем каприза и упрямства).
П. - Нет. Вам придётся отвечать, так как вы сюда пришли.
Клиентка с растерянностью в голосе произносит всё ту же фразу про то, что она не хочет отвечать на этот вопрос. И молча ждёт.
Психотерапевт ждёт, сидя с закрытыми глазами. Непонятно, может, он уже заснул… Ответа нет.
К. - Доктор, я не хочу отвечать.
П. - Тогда идите… Мне не о чем с вами говорить, нечего делать. На сегодня процедура закончена. До свидания. (Глаза по-прежнему закрыты, но он не спит).
Клиентка, оставаясь сидеть, думает…
Психотерапевт в той же позе, молчит.
К. - Я хочу знать, что здесь происходит! (В голосе гнев, напряжение и близкие слёзы, но она сдерживает их).
П. - А по-моему, всё понятно. Вы не хотите работать. (В голосе обида и некая фальшь, чуть выдающая наигранность ситуации).
К. - Я хочу. Это вы не хотите работать со мной. (Напряжение ушло, гнев и растерянность).
П. - Тогда давай разберём ситуацию. Ты согласилась работать для того, чтобы исправить в себе то, что тебе мешает жить. Ты помнишь это?
К. - Да, помню! (Твёрдо и властно).
П. - А я помню другое. Ты не дала в прошлый раз мне ответ, по какому пути мы пойдём с тобой. Ты утвердительно сказала мне, что всего лишь готова работать, но не сказала, как. Вот я и жду высказывания тобой твоего решения. А ты не хочешь мне его говорить. (Спокойно, ровно, без эмоций. Глаза открыты, смотрит в лицо клиентке).
Пауза клиентки, некая заминка, потом мысли вслух: «Так я же говорила. Я не могла это не говорить. Мне кажется, мы с вами всё решили в прошлый раз?» (Она растеряна, искренне пытается вспомнить).
К. - Доктор, я ведь сказала вам об этом ещё в прошлый раз?! (Вопрос и утверждение одномоментно).
П. - Я жду. (По-прежнему спокойный ровный тон). Он подвигает ей диктофон и сразу же включает его на том месте, где она озвучивает ему своё решение в свой прошлый к нему приход.
Она слушает и понимает, что он прав. Но уязвленная гордость не даёт ей выйти из ситуации побеждённой, и она ему говорит: «Доктор, почему вы сразу не сказали мне о том, что я не поняла? Зачем вы спрашиваете о том, что уже знаете, к чему эти формальности?» (Вопрошение к чувству справедливости психотерапевта, желание справедливого наказания).
Психотерапевт молчит, потом встаёт и, прохаживаясь по своему кабинету, начинает говорить. Его тон спокойный и ровный. Он говорит долго, постепенно усиливая интонацию и начиная почти кричать к концу, и заканчивает мягко, дипломатично и с чувством человека, выполнившего тяжёлую неблагодарную работу.
П. - Я могу говорить долго. Но скажу только о самом главном, то есть, о сути того, что ты сейчас меня спрашивала.
1. Это не было вопросом. Ты пыталась заставить поверить меня в то, что я виноват. Тебе почему-то показалось, что я буду сейчас оправдываться перед тобой. Посмотри, что происходит. Ты почему-то вдруг решила, что можешь просто так, лишь потому, что тебе того захотелось, обвинить находящегося рядом с тобой человека. Он говорил с тобой, не обижал, не оскорблял. А вот тебе вдруг что-то привиделось, причудилось, показалось. И ты решила…(Здесь клиентка прерывает психотерапевта).
К. - Я не решила! (В голосе слёзы, обида и раскаяние чуть-чуть). Я… (Здесь психотерапевт прерывает её).
П. - Я решил говорить тебе эти слова, и я буду тебе это говорить, чего бы мне это ни стоило. Потому что я так решил. И я не буду спрашивать у тебя разрешения, можно ли мне разговаривать с тобой так, как я хочу. Я просто говорю - и всё, и меня не интересует более твоё мнение по существу того, что я сейчас говорю. Потому что это ты пришла ко мне и это ты согласилась играть в те игры, которые я тебе навяжу. И я не буду спрашивать тебя, могу ли я так поступить или нет. Я не обязан тебе ни чем, и я не раб тебе. Не буду я прыгать перед тобою на задних лапках и умолять тебя выслушать меня. Всё просто. Или ты слушаешь меня и принимаешь мои правила игры, или ты уходишь, и мы прощаемся с тобой. (Жёстко, по-деловому, мягко местами, но одновременно справедливо и честно, глядя ей в глаза, когда она подымает на него взгляд).
Она слушает нервно, молча и напряжённо. Ощущение, что хочется уйти, выйти, выбежать, чтобы не слышать, но не уходит, что-то держит её, встать не даёт.
П. - Таким образом, продолжим. Итак, я говорил тебе о том… (тот же тон голоса, которым и закончил свою прерванную ранее речь), что… Так ты уходишь сейчас или нет? – прямой вопрос, глядя в глаза. - Или я буду продолжать?( Он стоя ждёт, смотрит на неё).
Она молчит и нервно перебирает вещи, не глядя на него.
Он молчит.
Она тоже. Но сидит и никуда уже не собирается. Просто сидит и ждёт.
Он продолжает, как бы не замечая её неготовности отвечать ему на предыдущий вопрос.
П. - Таким образом, продолжаем. (Он продолжает говорить тем же тоном и с той же интонацией, что и раньше).
Она молча слушает и ждёт, что будет дальше.
П. - Я буду говорить, много ли, мало ли, длинно ли, коротко ли. Но я буду говорить, сколько мне будет нужно. Пойми, не до того момента, пока ты захочешь, а до того, когда я приму на это решение. И перебить меня тебе я не позволю! (Тон жёсткий, даже чересчур, авторитарный, и мягкий, и отеческий одновременно. Он почти кричит к концу, но потом уже более мягко и спокойно, и этими словами начинается следующее предложение). Поэтому продолжим.
Он сел, пододвинулся ближе к пациентке и начал говорить.
П. - Понимаешь, так и должно ведь быть. (Голос мягкий, участливый, отечески добрый, мудрый и справедливый). Ты ведь пока не готова даже к тому, чтобы нам говорить. Видишь ли… (Пауза несколько более длинная, чем нужно, и далее всё так же мягко, но уже более по-деловому, спокойно и размеренно. Идёт обычная психотерапевтическая работа, где всё спокойно, плавно и своим чередом).
Он продолжает: «Наша работа с тобой только началась, и для начала я хочу обозначить тебе основные моменты нашей дальнейшей совместной работы. Понимаешь, всё только началось». (Голос становится ещё более мягким, вкрадчивым и спокойным. Он говорит медленнее и тише, почти переходя на шёпот).
Она слушает напряжённо и внимательно. Временами ей даже приходится вслушиваться, насколько спокойно он ей говорит. Напряжение постепенно спадает, она успокаивается и продолжает слушать ещё внимательней.
П.- Понимаешь… (медитативно-завлекательно, как гипнотизер, заговаривающий гремучую змею), я ещё и не начинал практически, а ты уже не можешь и высидеть. Слова градом вылетают из тебя. Как будто ты минуты не можешь просидеть, не сказав слова, не высказав своих замечаний и не поставив оценку любому моему действию и поступку. Пойми! (На этом слове самый сильный акцент). Мы не сможем далее и шага сделать, пока ты будешь вести себя подобным образом. Это всего лишь слова. Но каждое из них значит настолько много, что дней, нужных нам на разбор всех ситуаций, твоей жизни не хватит для того, чтобы объяснить мне тебе, что они значат и как меняют всю твою жизнь. Главная проблема твоей жизни именно в том и состоит (тут он делает паузу, потягивается, поворачивает голову в разные стороны, как бы разминая затёкшие места, и продолжает дальше тем же спокойно-трансово- завлекающим негромким голосом). Ты не можешь остановиться, чтобы подумать. Тебе надо знать всё, обо всех и прямо сейчас. И чтобы каждый дал тебе ответ на каждый из твоих бесчисленных вопросов. И пусть только попробуют мне не ответить. Цель жизни в том и стала состоять, всё подчинено этому тотальному контролю за всем и вся в твоём окружении. Каждый непременно что-то должен тебе. Ты и шагу пройти не можешь, чтобы не одёрнуть кого, не пропустить ни одно событие, которое даже может тебя и не касаться, чтобы не прокомментировать и не дать ему свою оценку. Всё должно быть по-твоему, а не по тому, как, допустим, решил кто-то другой. Вот в этом и есть твоя главная насущная проблема. У тебя их ещё две основных и несколько второстепенных. Но пока нам не до них. Надо разобраться с главной. Ведь именно на ней-то и базируется все, что произошло с тобой в последние дни. Ты и пришла ко мне с тем, что не могла решить то, к чему и привела тебя вся твоя жизнь. А это всё случилось лишь из-за того, что ты не можешь решить свою главную проблему. Решив ее, поймёшь многое. Главное - решить, что наиболее важно для тебя: решить твою проблему, с чем ты пришла, или разобраться с главной проблемой твоей жизни, которая и тяготит тебя и не даёт тебе жить. Поэтому выбирай. Или мы идём вперёд, меняя твоё восприятие самой себя и разбирая главную проблему твоей жизни, на что потребуется определённое время, или мы закончим все уже сегодня, полностью разобрав суть твоей небольшой проблемки, которую то и проблемой назвать нельзя.
Он закончил и только тут отвёл свой взгляд от лица клиентки. Встал, потянулся, расправил спину и сказал ей равнодушным тоном, не терпящим возраженья: «Можешь пока 5-10 минут отдохнуть, расслабиться, и мы продолжим». И вышел из кабинета, больше не взглянув на пациентку.
Она тоже встала, собралась и вышла из кабинета. Ей хотелось одного - бежать из этого кабинета. Но туда не было возврата. Сила притяжения психотерапевта была настолько велика, и он настолько точно отвечал её запросу того врача, который мог ей действительно помочь, что она понимала: «У меня нет выбора. Что бы ни случилось, я всё равно должна дойти до конца. Чего бы мне это ни стоило. Ведь или я решу то, или нет. Другого пути нет». Подумав это, она встала у окна, задумчиво наблюдая за автомобилями, проносящимися вдали на оживлённой автостраде.
К. - Вот это да! (Подумала она). Как же я могла раньше не видеть такого очевидного в себе. Ведь так же просто. Всё ведь настолько очевидно, что невооружённым глазом видно. Но как я могла такого не видеть?
Она повернулась и медленным шагом, всё так же погружённая в раздумья зашла в туалет.
День №3. После перерыва
П. - Итак, мы продолжаем двигаться дальше.
Психотерапевт сидит напротив неё и спокойно, взвешенно рассуждает с ней на тему, какой путь из двух им предложенных она выберет. Он говорит спокойно, не навязывая ей выбор, а просто спокойно продолжает рассуждать о проблемах её жизни. Они несколько касаются проблемы, с которой она и пришла к нему, но лишь вскользь. Он плавно переводит разговор в нужное ему русло и помогает ей сделать свой выбор. Она говорит, что согласна продолжать выбранный им путь, чтоб изменить в себе то, что ей действительно мешает жить. Они говорят довольно долго, как двое старых знакомых, которые ещё не доросли до приятелей, но им до этого уже недалеко).
Наступил вечер, за окном стемнело. Они довольно долго сегодня провели эту совместную беседу. Ей хорошо, спокойно. От психотерапевта сквозит спокойствием и уверенностью. Он знает, что ей надо, и она готова, и теперь действительно готова идти вперёд, до тех пор, пока не изменит себя сама. Они договорились до этого окончательно.
К. - (Мысли про себя). Ведь прошло целых три дня, а мы ещё и не начинали, можно сказать. Но я зато столько всего узнала про саму себя за эти дни, что многое ранее готова была бы отдать, чтобы кто-то показал мне саму себя, какая я есть. И я ещё наверняка многое смогу узнать. А будет ли результат? (Слабая мысль, откуда-то возникшая сама собой). И тут же другая: «Но я ведь уже много чего поняла и, думаю, пойму ещё. Ну ладно, пора собираться». Назначенное ранее время уже давно прошло, и надо идти домой. Но ей не хочется уходить. Она готова ещё сидеть и сидеть, пока он не отпустил её.
Она встала, попрощалась и пошла домой, думая обо всём, что происходило сегодня. Ей не было жалко потраченных денег, ибо оно того стоило. Впереди были выходные, а ей уже хотелось, чтоб они быстрее прошли, чтобы можно было встретиться вновь и приступить к новой беседе, волнующей её и дающей ей много новых пониманий самой себя и желание жить дальше.
Занавес
День четвёртый. Ход конём, или Новый взгляд на саму себя, или, собственно Начало
Но это другая отдельная тема, которая будет потом…
2009 год